2018 год специальным Указом Президента России объявлен Годом добровольца. В пожарной охране добровольчество является устойчивой традицией с давних времен. Причем пожарным добровольцем можно стать в нашей стране еще в детстве, вступив в своей школе в ряды ДЮП – дружины юных пожарных.
Дружины юных пожарных – это добровольные объединения школьников, которые создаются в образовательных организациях с целью воспитания у детей и подростков мужества, гражданственности и профессиональной ориентации. Инициаторами создания ДЮП в школе становятся органы образования и подразделения пожарной охраны.
Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся школ в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин. Численность дружины юных пожарных должна составлять не менее 10 человек и может делиться на отряды и звенья юных пожарных.
ДЮПы, как правило, организуют на базе средних общеобразовательных школ, в детских домах и интернатах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в оздоровительных лагерях отдыха на период пребывания в них детей. Администрация образовательной организации при помощи добровольных пожарных обществ и подразделений пожарной охраны подбирает и утверждает общественного организатора работы с ДЮП из числа активистов ДПО, работников пожарной охраны, учителей или воспитателей.
Главными целями создания дружин юных пожарных являются: совершенствование системы обучения детей основам пожарной безопасности, их профессиональная ориентация и пропаганда пожарно-технических знаний, в первую очередь, направленных на предупреждение пожаров.
Среди основных направлений работы с ДЮП можно выделить: обучение юных пожарных правилам поведения и действиям в случае возникновения пожара; организацию и проведение рейдов по проверке противопожарного состояния школы; организацию выпуска стенной печати, сайта школы или выступлений по школьному радиоузлу на противопожарную тематику; участие в организации и проведении тематических выставок, смотров, творческих конкурсов, военно-спортивных игр и соревнований; изучение первичных средств пожаротушения, ознакомление с пожарной техникой, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной сигнализацией; сбор исторических материалов о пожарной охране, создание школьных музеев пожарной охраны; распространение памяток и листовок на противопожарную тематику среди детей и взрослых в своей школе или в своем доме (подъезде); подготовку и тематические выступления агитбригад перед учащимися своей школы и ближайшего детского сада с целью противопожарной пропаганды среди детей.
Однако к тушению пожаров членов ДЮП привлекать нельзя.
Кстати, первые детские пожарные «потешные команды» были созданы еще в Российской империи. В 19 веке спички в домах должны были храниться под замком. Семья, школа и церковь были первыми распространителям противопожарных мер, а полиция обязана была следить за тем, чтобы дети не играли с огнем и светом.
С 1907 года по инициативе педагогов и офицеров стали создаваться так называемые «потешные полки» (название связано с памятью Петра I, который в подростковом возрасте учредил «потешные» полки из своих сверстников для обучения их военным наукам). А в 1910 г. брандмейстер пожарной части Санкт-Петербурга Александр Георгиевич Кривошеев выступил с инициативой создания детских «потешных пожарных отрядов» под покровительством Императорского Российского пожарного общества (ИРПО). А. Кривошеев был настоящим энтузиастом пожарного дела, за неоднократные случаи спасения людей во время пожаров был награжден серебряной медалью с бантом, по его инициативе в Василеостровской пожарной части был организован постоянно действующий пожарный музей, ставший первым центром пропаганды передового опыта и пожарно-технических знаний.
На VI съезде ИРПО в июле 1910 г. делегаты съезда поддержали его идею обучения детей пожарному делу и создания детских пожарных «потешных» отрядов, которые решено было учреждать при добровольных пожарных обществах и дружинах. «Детские пожарные отряды должны были стать кадрами для добровольных дружин в борьбе с горючестью русских городов и сыграть немаловажную роль». И вскоре вопрос о детских добровольных пожарных командах начал решаться уже на высшем правительственном уровне: Совет министров возложил на них задачу подготовки молодежи к военной и пожарной службе вне учебных заведений.
Большую роль в становлении детских пожарных команд в России сыграла также Мария Алексеевна Ермолова, почетный член Императорского Российского пожарного общества, женщина пионер-пожарный, как называли ее современники. Она возглавляла Ряжское пожарное общество в Рязанской губернии и организовала детские учебные отряды, в которых подростков обучали работе с пожарными инструментами и оказанию помощи пострадавшим на пожаре. Именно она в целях популяризации движения юных помощников пожарных в 1911 г. обратилась с прошением к премьер-министру Российской империи П. А. Столыпину о разрешении детским пожарным дружинам принять участие в смотре «потешных юноармейцев» в Санкт-Петербурге. Сводной военно-пожарной ротой, состоявшей из представителей 3-х детских пожарных отрядов петербургской и рязанской губерний, руководил брандмейстер А. Г. Кривошеев. Быстрые и слаженные действия юных пожарных очень понравились императору. А после смотра лучшие его участники вручили государю для цесаревича Алексея комплект полного обмундирования «потешного пожарного» и книгу брандмейстера Кривошеева «Пожарная памятка русским детям».
В то время в пожарный отряд принимали только мальчиков 10-17 лет по словесному заявлению и с письменного разрешения родителей. Перед зачислением инструктор оценивал состояние здоровья, поскольку работа с пожарными инструментами требовала физических сил и выносливости. Каждый принятый проходил обучение военному строю и осваивал программу пожарно-спасательной службы. Занятия в отряде разделялись на словесные и практические: юные добровольцы знакомились с причинами пожаров, их классификацией, видами стихийных бедствий и несчастных случаев, правилами оказания первой помощи пострадавшим; на практических занятиях отрабатывались навыки спасения людей и самоспасения при пожаре, при взрывах, обвалах или падении в колодец; изучались способы использования пожарного снаряжения: насосов, лестниц, спасательных веревок; оказания медицинской помощи при травмах и ожогах. Инструкция обязывала руководителей детских пожарных отрядов проводить все занятия в свободное от учебы время и преимущественно в праздничные дни. Эта рекомендация была не случайной, ведь именно в дни праздников дети чаще оказывались предоставленными сами себе, а детские игры становились причиной серьезных пожаров.
В ходе обучения юные пожарные несли караульную службу и соблюдали воинскую дисциплину, для всех были обязательны занятия гимнастикой. А за отличные успехи в освоении пожарной науки мальчики награждались похвальными листами и особыми значками и нашивками.
К 1912 году движение детских пожарных отрядов выросло в мощную организацию, которая насчитывала более 6 тысяч детей. Детские пожарные «потешные отряды» превратились в целую армию помощников добровольных пожарных обществ и профессиональных пожарных команд в распространении среди населения противопожарных сведений и в борьбе с огненной стихией.
Завершающим этапом стало принятие в 1913 г. «Нормального положения о детских учебных пожарных отрядах». Этот документ обеспечил правовой статус деятельности детских пожарных команд, упорядочил процесс их формирования на местах и обозначил главные цели создания детских учебных пожарных отрядов: «ознакомить детей с необходимостью осторожного обращения с огнем и способами предупреждения пожаров и других бедствий и несчастных случаев; подготовить к добровольному пожарному служению, развивать дух дисциплины, ловкости, смелости, любви к ближним; обучить военному строю и гимнастике».
В советские времена ДЮПы продолжали жить и развиваться. А в 2008 году на внеочередном съезде ВДПО было принято решение о создании Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Юный пожарный», чтобы сплотить дружины юных пожарных России в единую организацию.