За повторное нарушение требований пожарной безопасности предлагается приостанавливать на срок до 30 суток деятельность объектов с массовым пребыванием людей, в том числе торгово-развлекательных центров, кинотеатров, объектов соцзащиты, детских лагерей и подобных объектов.
Такую меру административного наказания содержит новая часть 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ. Она относится исключительно к объектам категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, допустившим нарушение требований пожарной безопасности повторно. При этом перечень нарушений требований пожарной безопасности является исчерпывающим: это неработоспособность или неисправность источников противопожарного водоснабжения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также несоответствие эвакуационных путей и выходов требованиям пожарной безопасности. Эти нарушения являются грубыми и представляют собой высокую степень общественной опасности, а также создают реальную угрозу жизни и здоровью людей.
По статистике, в 2019 году на объектах высокого и значительного риска произошло более 140 пожаров, при которых пострадали 5 человек. В 80% случаев по данным объектам имелись действующие предписания органов госпожнадзора. Однако собственниками не были выполнены мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанные с автоматическими системами противопожарной защиты и электроустановками зданий. Как показывает практика, административный штраф для отдельных категорий нарушителей не является достаточной мотивацией к соблюдению требований пожарной безопасности. Владельцам крупных торговых комплексов или иных крупных объектов с массовым скоплением людей проще оплатить штраф и продолжить предпринимательскую деятельность, проигнорировав необходимость устранения нарушений. Мера ответственности в виде административного приостановления деятельности нацелена на исключение нарушений требований пожарной безопасности со стороны собственников зданий и, как следствие, снижение вреда жизни и здоровью людей.
На сегодняшний день законопроект в установленном порядке согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, одобрен рабочей группой по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с участием представителей бизнес-сообществ. Получено заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу.