
С 1 сентября этого года при техосмотре легковых автомобилей перестали проверять наличие в них аптечки и огнетушителя. И многие автовладельцы сразу же отнесли огнетушитель в машине к «пережиткам прошлого». Между тем в Челябинской области за 8 месяцев т.г. в транспортных средствах произошло 214 возгораний – это 4% от всех пожаров в регионе, при этом травмы получили два человека. Так что огнетушители в машине по-прежнему нужны, и к ним предъявляются серьезные требования.
Зачем нужен огнетушитель в автомобиле? Естественно, чтобы в случае пожара самостоятельно и оперативно его потушить – это главное. А еще его наличие защищает авто¬владельца от штрафов. Правила дорожного движения преду¬сматривают, что автомобиль разрешено эксплуатировать только в том случае, когда он исправен и укомп¬лектован знаком аварийной остановки, аптечкой и огнетуши¬телем. Это основано на требо¬вании технического регламента Таможенного союза к комплект¬ности автомобиля – там в п. 11.4 огнетушитель присут¬ствует в перечне обязатель¬ного оборудо¬вания для автомобилей абсолютно любого типа.
Если в вашей машине огнетушитель отсутствует, то вас ожидает административный штраф в сумме 500 рублей. Основание – ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, которая опирается на основное положение о допуске к эксплуатации транспортных средств: если в машине нет огнетушителя, на ней ездить нельзя. Такой же штраф могут выписать, если огнетушитель есть, но уже был использован или если закончился срок его годности – на момент любой проверки инспектором ГИБДД огнетушитель должен быть опломбирован, а срок его эксплуатации должен быть подходящим. Однако есть один нюанс: предъявлять его на дороге вы обязаны только в том случае, если инспектор готов провести досмотр, то есть пригласить двух понятых и составить протокол.
Какой огнетушитель больше других подходит для автомобиля? Специфика эксплуатации автомобилей предъявляет допол¬нительные требования к огнетушителям: в легковых авто¬мобилях огнетушитель должен быть не менее 2 литров, во всех остальных – два таких огнетушителя: один в кабине, второй в пассажирском салоне или в кузове. Если грузовик предназ-начен для перевозки опасных грузов, то один огне¬тушитель у него должен быть закреплен на шасси, а второй – рядом с цистерной или в кузове.
Для легковых автомобилей конкретное место распо¬ложения огнетушителя не определено: прибор должен быть легко доступен для водителя, поэтому его можно держать как в салоне, так и в багажнике. Хранят огнетушитель обычно на специальном кронштейне, который крепится к кабине или кузову, но подойдет и боковая ниша в багажнике.
Сегодня существуют огне¬тушители нескольких видов: углекислотный, порошковый, пенный, водно-эмульсионный и аэрозольный. Но для авто лучше выбирать между порошковым и углекислотным. Они универсальны и подходят в том числе для тушения горящей электро¬проводки.
Еще одно требование к автоогнетушителям – они должны сохранять прочность и работо¬способность после транспортной тряски. Подтвердить эту их способ-ность произво¬дителю нужно во время специального теста на вибростенде. Только огнетушители с такой отметкой в паспорте можно использовать в машине на законных основаниях.
Для чего нужен паспорт огнетушителя? Там указаны его предназначение, правила использования, а также связанные с ними ограни¬чения. А на этикетке на корпусе – сроки годности и класс пожара, для которого он предназ¬начен. Если огне¬тушитель многоразовый, то маркирована должна быть и дата заправки. Запорно-пусковое устройство обязательно снабжается пломбой.
Как часто нужно проверять и заправлять огнетушитель? Порошковый огнетушитель внутри автомобиля нужно проверять каждый год, потому что порошок в нем может собираться в комки и приходить в негодность. А если огнетушитель размещен за пределами кабины или подвергался неблаго-приятным климатическим воздействиям, то его следует ежегодно перезаряжать.
Автомобильные огнетушители остальных типов – угле¬кислотные или на водной основе – должны заполняться заново раз в 2 года. Если перезарядить их невозможно, придется покупать новый.
Проверять и перезаряжать огнетушители могут только организации, у которых есть соответствующая лицензия. Во время процедуры обследуют баллон. На нем не должно быть вмятин и глубоких царапин, проверяют исправность манометра, работо-способность запорного устройства и системы распыления. У порошковых контролируют состояние огнетушащего вещества. Когда процедура окончена, на запорное устройство огнетушителя крепят новую пломбу, а на его корпус – наклейку с данными проверки и новыми сроками действия. Информацию обо всех проведенных действиях заносят в паспорт огнетушителя.
Огнетушитель в автомобиле нужен однозначно, но пусть он вам никогда не пригодится…